Северинова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель

Развитие речи в музыкальном воспитании

Развитие речи в музыкальном воспитании дошкольников

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

На музыкальных занятиях также происходит процесс работы над развитием речи у дошкольников. Это можно проследить в различных видах музыкальной деятельности.

Восприятие музыки – в данном виде деятельности происходит формирование активного словаря ребенка. При слушании музыки выясняется характер музыки, различные средства музыкальной выразительности, о которых дети высказываются, делятся своими  впечатлениями о прослушанной музыки. Таким образом они учатся высказывать свои мысли.

 Пение - также развивает связную образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной. Данный вид деятельности развивает артикуляционный аппарат ребенка, умение пользоваться своим голосом. Красивый голос – это один из факторов привлекательности человека. Голос важен в такой же степени, как и содержание речи. Музыка и речь имеют одинаковые средства выразительности: тембр, ритм, интонация, темп, динамика, высота. Используя эти средства выразительности, мы добиваемся качественного исполнения песни, передачи ее характера и содержания. Обучение пению проходит с трех сторон : работа над дыханием. Работа над дикцией. Постановка голоса. Для этого используются различные упражнения: дыхательные, логопедические, артикуляционная гимнастика, скороговорки.

Музыкально-ритмические движения.  При разучивании танцевальных движений ,для лучшего их освоения и запоминания используются различные речевые подговорки. Дети в непринужденной обстановке повторяют их. Запоминают и употребляют в повседневной жизни, самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается разными образными сравнениями.

Элементарное музицирование также включает речевые упражнения. Речевые упражнения помогают развивать у ребенка чувство ритма. Ритм, заключенный в словах ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Поэтическое музицирование способствует тому, что дети с удовольствием заучивают стихи на память, но и читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками).    Тексты, подбираемые для речевых игр, - это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний.  Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Детское музыкальное творчество. Включает в себя песенное, танцевальное, музыкально-игровое творчество. В вокальных импровизациях детям предлагается придумать несложную мелодию, на заданный текст, воспроизвести несложный мотив на определенном слоге, учитывая жанровый характер (марш, вальс); передать грустное или веселое настроение. В двигательных импровизациях дети создают свои пластические образы. Создав свою двигательную композицию ребенок должен научиться рассказывать, что показал в движениях, уметь высказывать свое мнение о двигательных импровизациях других детей. В музыкально-игровом творчестве дети передают образы различных персонажей  и их действий в соответствии с музыкой.

игры под пение: хороводы - древнейший вид народного танцевального искусства; массовый танец, сопровождаемый песнями и драматичеким действием. Игры – инсценировки: наличие образов, ролей, подражание.

Интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность

9 июня 2020 в 08:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.