Северинова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель

Музыкальное воспитание ребенка

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

 

(беседа с родителями)

 

Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Необходимо также и эстетическое воспитание. Развитие художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент его духовной культуры. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и чарующим миром звуков, цвета вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел ввиду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, расцвета человеческой личности быть не может и добрых поступков тоже.

В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребенка любого возраста.

В последнее время потеряна такая семейная традиция как домашнее музицирование, утрачена привычка петь дома хором или по одному. Мы мало поем и танцуем дома, может быть, молодые родители задумаются о возрождении семейных традиций?

Педагоги, психологи, музыканты пришли к мнению, что задатки к музыкальной деятельности  (т.е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата, имеются у каждого. Именно они составляют основу для развития музыкальных способностей. Считается, если  для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

И так, все мы от природы музыкальны, об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, т.к. от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Окружение, среда растит и питает личность, Музыка действительно хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней своего ребенка, родным и близким нужно помнить следующее:

- раннее развитие музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное, как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей, будет невосполнимо;

- путь развития музыкальности каждого человека неодинаков, Поэтому не следует огорчаться, если пение ребенка вам кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи, Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перерастут в качественные. Для этого потребуются время и терпение;

- не «приклеивайте» вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность развить.

Что такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Каким способом можно увлечь ребенка музыкой? Рецепт прост: играйте, танцуйте и пойте вместе с детьми. Одной из самых увлекательных форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства являются игры звуками.

Удивителен мир звуков. Их так много, они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, шумит дождь, поет скрипка, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей», «Скрипучее рондо». Каждый знает, какого цвета небо, солнце, огонь. А как звучит ночь? Переливается бархатно-черными звуками рояля, или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор» двух светлячков, «Марш муравьев»? Кажется невероятным, но можно.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей обучающихся музыке, должны быть свои «орудия» - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не должны быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Условиям простоты и доступности отвечают шумовые инструменты. Это самые древние инструменты, дошедшие к нам из глубины веков. ( показать инструменты). Детские музыкальные инструменты, на самой первоначальной ступени должны быть игрушками, в высоком значении слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Эти инструменты вы можете сделать сами, вместе с детьми, Ребенку будет интереснее играть на необычном музыкальном инструменте, который сделан своими руками. А если сломается, то можно сделать новый. (Показать самодельные инструменты).

А какими первыми инструментами были у древних людей? (Ответы родителей). Первыми «инструментами» человека было его собственное тело, В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для исполнения музыки, Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Хлопки, шлепки, притопы, щелчки – это звучащие жесты. Они являются не просто носителями определенных тембров, их использование вносит необходимый элемент движения в освоении ритма. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и эффективностью. Музицирование с их участием можно организовать в любых условиях при отсутствии других инструментов. (Показать ритмическое упражнение с использованием звучащих жестов. Попросить родителей выполнить это упражнение.)

Звучащие жесты у многих народов используются также и в танцах, Вспомните русские пляски. А у африканских народов танцы целиком состоят из звучащих жестов. Щелчки самый распространенный жест в испанских танцах, их еще заменяют кастаньеты. Сейчас мы с вами разучим несложный танец со звучащими жестами, Его можно будет танцевать с детьми дома. (Разучивание танца).

Ну а теперь перейдем к инструментам. Очень красочно, необычно зазвучат стихи с сопровождением звуков шумовых инструментов. Такое сочетание чтения стихов со звуками инструментов способствует приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений, развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха. ( Прочесть стихотворение со звучанием шумовых инструментов.)

И так после нашего занятия, я надеюсь, вы сможете музицировать с детьми дома. Сможете организовать детский праздник. А еще мы хотим устроить праздник в нашем детском саду, где взрослые будут не зрителями, а полноценными участниками. Это поможет вашим детям быть увереннее, они не будут так напряжены, ведь рядом будет мама или папа, которые поддержат, вдохновят, напомнят забытое движение или слово. Будьте рядом с детьми и вы доставите им большую радость.

 

 

10 июня 2020 в 19:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.